• Печать

Каноны геральдики. Компоненты герба.

Каковы же эти каноны, по крайней мере, самые общие, вошедшие в геральдику любой европейской страны? Прежде всего, речь идет о компонентах, из которых состоит герб — обязательных и необязательных. К обязательным относится щит, который представляет собой центральную и главную часть рыцарского снаряжения, а в геральдике является основным носителем индивидуального знака — гербовой фигуры. Формы щитов различались по временному признаку. До XIII в. употреблялся норманнский щит: вверху полукруглый, внизу заостренный; в XIII — XIV вв. известен готический щит — вверху ровный, заостренный книзу, с закругленными боками; в XIV — XVI вв. преобладал так называемый турнирный щит (он мог быть различной конфигурации), характерным признаком которого являлась круглая выемка для копья, справа, в верхней части. Форма гербового щита зависела и от художественного стиля эпохи. Так, известны в XVI — XVII вв. ренессансный гербовый щит с выемками по краям, имеющими в отличие от турнирного щита только художественное значение, а также барок-ковый щит (XVII в.), формы которого были исключительно разнообразными. Последние два щита появились в период "бумажной" геральдики и не имели отношения к рыцарским боевым щитам.

Формы гербовых щитов

В геральдике существуют названия щитов также и по странам. Известен испанский щит — вверху ровный, внизу закругленный, особенно удобный для размещения многочисленных и сложных гербовых фигур; подобен ему французский — в закругленной нижней части он имеет острый выступ; излюбленный в XIX в. английский щит несколько отличается от французского своими плавными очертаниями и необычной верхней линией; форма польского щита напоминает турнирный; итальянский — декоративный, близок к ренессансному. В "бумажной" геральдике был изобретен специальный ромбовидный щит для дамских гербов. В настоящее время щит может быть выбран любой, его форма не играет какой-либо роли, пользуются наиболее удобными очертаниями гербового щита. Таковой признана в российской геральдике французская рамка, так что щит обычно называют французским.





Западноевропейские (ХШ — XVI вв.) и русские шлемы

Кроме щита, наиболее старым элементом герба является шлем. Его форма в качестве части рыцарского снаряжения претерпела ряд изменений подобно щиту. В геральдическом изображении шлем помещался над щитом, примыкая вплотную к нему. Так как шлем являлся принадлежностью рыцаря, то в женских гербах он, как правило, отсутствовал. Шлем не употребляется также в государственных и городских гербах, хотя иногда суверен за особые (военные) заслуги жаловал в герб подвластного ему города рыцарский шлем. При изображении дворянских гербов шлем обычно рисовался стальным (железным) и закрытым, у графов и высшей шляхты — серебряным, с девятью решетками, в княжеских, королевских гербах — золотым, открытым.

Нашлемники

Обязательной принадлежностью герба является нашлемник. Это фигура, помещаемая над шлемом. Обычно нашлемник повторял фигуру, изображенную на рыцарском щите. В эпоху рыцарства он существовал как украшение, в то лее время, повторяя изображение на щите, как бы усиливал образ владельца этого знака. Нашлемник по своему значению, таким образом, приравнивался к гербовому щиту и составлял с ним единое целое. В качестве нашлемника использовалась иногда лишь часть гербовой фигуры — обычно крылья птиц, особенно часто орлиные, рога зубра или оленя. Если гербовый щит представлял собой соединение нескольких гербов (двух родов, гербов мужа и жены), над ним могли помещаться несколько шлемов с нашлемниками. Однако встречаются личные гербы, где нашлемник отсутствует. Последнего обычно нет в городских и государственных гербах.

Намет

Намет, шлемовый покров — это украшение по бокам щита и шлема. Высказывалось предположение, что он развился из ламбрекена — бывших турнирных лент ("шарф прекрасной дамы"), которыми рыцарь украшал шлем во время состязания. Однако по поводу появления в гербовом рисунке намета существуют и другие версии. В частности, его рассматривали как кусок ткани, который рыцари, участвующие в походах на жаркий восток, использовали для прикрытия своего шлема от солнца, а глаза — от песка. Они переняли этот обычай от арабов, у которых изрезанная сабельными ударами ткань к тому же свидетельствовала о геройстве ее владельца. Изрезанную в клочья ткань геральдическое художество стилизовало в фантастической форме — в виде листа сельдерея. Намет изображался всегда в цветовой гамме поля щита и главной его фигуры. Он не являлся главной фигурой герба, в некоторых странах дворянские гербы его практически не имеют, например, в Польше. В городских гербах, как правило, намет отсутствует, однако, как элемент "бумажной" геральдики встречается иногда в позднем городском гербот-ворчестве различных европейских стран, особенно, когда речь идет о заимствованиях, а не о традиционном изображении.

Западноевропейские гилемовые короны. XIV — XVII вв.

Короны в геральдическом творчестве применяются очень широко. По достоинству они делятся на императорские, королевские, герцогские, княжеские, графские, баронские и обычные дворянские. Короны отличаются по форме, по количеству зубцов и жемчужин, которыми заканчиваются зубцы. При помощи этих корон определяется достоинство владельца герба. Обычно они помещались над щитом, между щитом и шлемом, так что нижний край шлема опирался на центральный зубец с жемчужиной. От этих корон отличается так называемая геральдическая корона, располагающаяся над шлемом и закрывающая нижний край нашлемника. Как элемент герба она выполняла функцию соединения двух основных частей — нашлемника и шлема. Изображалась в виде диадемы с тремя либо пятью листообразными зубцами. Короны помещались над щитами городских гербов. Обычно это были башенные короны, представляющие собой как бы часть городской стены.

Короны, используемте в государственных и личных гербах

Кроме корон, в гербах использовались заменяющие их всевозможные головные уборы: папские тиары, кардинальские и епископские шляпы, княжеские шапки, тюрбаны, береты, каски и т.д.

Сравнительно поздно (не ранее XIV — XV вв.) в элементы герба включили шитодержатели. Это фигуры людей или зверей, часто фантастические, которые с двух сторон поддерживают гербовый щит. Они либо парные и одинаковые, например, два Архангела, либо неодинаковые, например, лев и единорог. Считается, что шитодержатели — художественное отражение реально существовавших прислужников, которые во время турниров должны были носить за рыцарем его щит и шлем. Обычно шитодержатели изображаются стоящими на стилизованной земле, почве. В качестве подобной основы часто использовались концы ленты с девизом. Щитодер-жатели являются украшением герба, а не обязательной его частью. Особенно они любимы лицами, чьи гербы создавались в период "бумажной" геральдики, — с щитодержателями герб выглядел более помпезным и претенциозным. В городских гербах ряда западноевропейских государств молено увидеть щитодержателей, например, в гербе города Праги. Встречаются они и в государственных гербах.

Щитодержатели

В XVI в. (по другим сведениям лишь в XVII в.) в геральдике появляется мантия и ее разновидность — сень. Предполагают, хотя это предположение довольно легендарно, что прообразом их были ковры и дорогие ткани, на которых перед турниром вывешивались щиты участников. Как бы там ни было мантия служит фоном всего герба, помещаясь позади него. Мантия окрашена красным (алым) цветом сверху и подбита горностаевым мехом. Ее обычно венчает корона. Иногда мантия, перехваченная шнуром, образует над гербом что-то вроде балдахина, подобно балдахину над королевским троном. Тогда она называется гербовым шатром или сенью. Сень часто присутствует в государственных гербах, а мантия, как правило, украшает гербы княжеских родов. Однако геральдическое искусство не всегда выглядит логичным — на фоне мантии размещается гербовый щит и в некоторых городских гербах, причем не всегда подобный казус исторически объясним.

Замыкает набор компонентов герба девиз. Так называется краткое выразительное изречение, прообразом которого был легендарный рыцарский клич, военный возглас. В период "бумажной" геральдики он сменился на назидание, прокламацию, обязательство перед сеньором и проч., словом, характеристику владельца герба, его рода. В государственных гербах, где девизы встречаются довольно часто, они отражают взгляды на власть верховного правителя, его идеологическое кредо, либо дополняют программу государственности, зачастую отраженную и в символике. Сопровождают девизы также городской гербовый хцит, правда, нечасто. Примером может служить девиз, начертанный на ленте, которую удерживают лапами щитодержатели — чешские львы в гербе Праги: "Прага — мать городов".

Мантия

Перечисленные компоненты отнюдь не всегда можно встретить даже в дворянском, личном или родовом гербе, а городской герб почти никогда не имеет их в совокупности. Однако всегда, если речь идет о гербе города (а не о памятном знаке, эмблеме и проч.), в нем присутствует основной компонент — гербовый щит, без которого нет герба. В гербовом щите, или иначе поле, размещаются геральдические фигуры, симметрично, по особым правилам. Гербовый щит может представлять собой одно поле с одной фигурой (очень редко фигура вообще отсутствует). Однако гораздо чаще в гербовом щите изображается несколько фигур. В том случае, если имеется одна фигура, она помещается в середине поля, или щита, две фигуры размещаются в середине поля рядом, три — две вверху, одна внизу, четыре — по углам щита, пять — кроме четырех по углам, рисуется пятая в центре и т.д. Фигуры могут размещаться рядом в горизонтальном положении — тогда считается, что они изображены "в пояс" (особая терминология), одна над другой вертикально размещенные фигуры — "в столб", диагонально расположенные фигуры обозначаются "скошенными". Если одно изображение наложено на другое или покрывает его, что считается, что оно последнее "обременяет", а если находится рядом с ним — "сопровождает". Короны, мантии "украшают" щит.

Щит, разделенный вертикально пополам, называется рассеченным, горизонтальной чертой — пересеченным, по диагонали — скошенным вправо или влево. Верхняя часть щита называется главою (1/3 поля), нижняя — оконечностью, существуют также углы — вольная часть. Очень распространено деление щита на несколько частей (полей, щитков), в каждом из которых помещены одна или несколько фигур. Подобную форму имеют, в основном, личные или родовые гербы, а также государственные. Городским гербам в большинстве случаев она несвойственна.

Используемые в качестве гербовых эмблем изображения подразделяются на несколько групп. Наиболее простыми и старыми являются геральдические фигуры, образованные геометрическим делением поверхности щита. Среди них упоминаемые выше оконечность и глава; столб, расположенный вертикально в центре щита и занимающий его третью часть; пояс, помещаемый горизонтально в центре щита, также занимающий третью часть последнего и другие. К геральдическим фигурам относят кресты: простейший, так называемый геральдический, — соединение столба с поясом; две диагонали (крестообразное скошенное положение) — андреевский или бургундский крест; буква Т дает антониев крест; существуют еще несколько десятков названий.

К негеральдическим фигурам относятся звери и птицы, деревья и цветы, рыбы, насекомые, земноводные, облака, реки, звезды и т.д.— вся материя, окружающая человека, да и сам человек и его духовные покровители — святые. Это так называемые естественные фигуры. К искусственным относятся творения рук человека, однако отнюдь не все, а те, что могут служить символами различных понятий, например, башни и стены как символ города. Наконец, в геральдике существуют и фантастические фигуры: дракон, козерог, птица Гамаюн и проч.

Деления щита

Все это огромное множество эмблем, фигур и символов размещается в щите гармонично и выразительно во многом благодаря специфическому подбору цветов. При рисовании гербов используются только строго установленные краски, получившие в геральдике название финифтей, а также металлы и меха. Все вместе в европейской геральдике они называются тинктурами. Первоначально геральдика знала два металла — серебро и золото (в рисунке изображались серебряной и желтой краской) и четыре цвета: красный, голубой, черный и зеленый. Позднее появились пурпур (лиловый), известный главным образом в церковной геральдике, а также натуральный, которым пользовались при изображении человеческого тела и некоторых предметов (например, шлем — железный). Четыре меха, известные старой геральдике,— горностаевый, соболий, беличий и куний, в "бумажной" геральдике использовались ровно наполовину — ограничивались горностаевым и беличьим.

Геральдические фигуры

Цвета и металлы примерно до XVII в. обозначались начальными слогами или буквами их названий. Однако после изобретения в 1638 г. Сильвестра Петра Санкты в геральдику вошла штриховка — каждый цвет, металл и мех изображался соответствующими линиями и значками.

Геральдические цвета

Использование этих значков позволило расширить публикацию гербов и геральдических работ, т.к. заменило дорогостоящие цветные рисунки более легкими в исполнении черно-белыми. Естественно, публикаторы хорошо ориентировались в штриховке, ибо неверное расположение полос меняло цвет той или иной фигуры и делало неверным сам герб.

Красный цвет изображается при помощи вертикальных штриховых линий, голубой (синий) — горизонтальных, зеленый — наклонных справа налево, черный — сплошной черной краски или пересекающихся вертикальных и горизонтальных, пурпуровый — наклонных слева направо. Золото (желтый цвет) изображается черными точками на белом поле, серебро — поле остается белым. Мелкими зигзагообразными линиями в некоторых странах изображается натуральный цвет. Горностаевый мех, как правило, при помощи штриховки выглядит белым с покрывающими все поле черными хвостиками (иногда в виде крестообразных фигурок), а беличий мех представлен чередующимися белыми и черными (голубыми) фигурками в виде язычков, концы которых обращены вверх или вниз.

Графическое изображение меха в гербах

Гербы выстраиваются в стройную систему благодаря не только выбору условных цветов, знаков, особых сочетаний элементов и т.д., но и выполнению ряда правил, которые являются обязательными при составлении герба и отличают последний от простого рисунка. Правило правой и левой стороны предусматривает расшифровку фигур и прочтение герба с позиций человека, несущего щит. Правой стороной герба, таким образом, считается та, что находится слева от зрителя, и наоборот. Поэтому описание поля, фигур начинается с левой (от зрителя) стороны — геральдически правой. Правило финифти и металла требует изображения на "металлическом" поле геральдически окрашенной фигуры, и наоборот. По геральдическим законам нельзя накладывать цвет на цвет и металл на металл. Часто, правда, встречаются несоответствия этому закону, и цветные фигуры рисуются на цветном же поле. Меха обычно употребляются как поле, на котором могут быть помещены и металлические и цветные (финифтяные) фигуры.

Обозначение в геральдике левой и правой стороны щита

При изображении цветами и металлами геральдических фигур существует ряд норм. Среди них можно указать следующие: если фигура красная, то ее второстепенные части (у животных и птиц — это когти, клюв, язык, копыта, рога и проч.) — голубые; у голубых и черных фигур второстепенные части красные; у золотых фигур — серебряные, и наоборот. Если золотая фигура расположена на красном щите, то для второстепенных частей используется серебро, у золотых фигур на голубом либо черном поле — красные и т.д.

Существует правило, согласно которому гербовые фигуры не могут изображаться реалистическими, с деталями, присущими живописному творчеству. Они должны быть стилизованы и представлены по специфическим нормам, например, шагающие звери поднимают правую переднюю лапу, простые геральдические фигуры не могут касаться края щита и т.д.

Описывается герб также по особым правилам: если в поле имеется одна фигура, то сначала указывается цвет поля, затем цвет фигуры. В случае многочастного (многопольного) герба описание начинается с геральдически правого верхнего поля, а если герб имеет центральный щиток (сердце щита), то описание следует начинать с него, а лишь затем описывать главный щит. После описания гербового щита и шлема наступает очередь нашлемника и намета.

По правилам блазонирования (описания герба) последнее должно быть кратким, лаконичным, точным и в духе геральдического языка. Не каждый язык удовлетворяет данным требованиям. Классическим для геральдистов является французский, который дает возможность описать герб буквально одним предложением. Многовековая история геральдики тесно связана с историей этой европейской страны, однако, сам строй французского языка (точность терминов, сжатость выражений) является подходящим для профессионального описания гербов. Другие европейские страны, например Германия, также на протяжении столетий вырабатывали собственную геральдическую терминологию. Немецкая геральдическая терминология явилась результатом чрезвычайно развитой в Германии книжной, "бумажной" геральдики.

Вкратце перечисленные выше правила и нормы теоретической геральдики вырабатывались длительное время и, безусловно, не сразу стали общепризнанными и неизменными во всех странах. Наряду с главными принципами составления герба, появлялись и особенности национальной геральдики, выражавшиеся, в частности, в добавлении к основным цветам промежуточных. Так, в старой английской геральдике использовались оранжевый, темно-красный, ярко-красный цвета, которые возрождаются в настоящее время, в польской указаны штриховкой коричневый, серый, стальной, телесный, натуральный цвета.

Городская геральдика особенно подвержена неким "каноническим несоответствиям" как в использовании оттеночных цветов, так и в нарушении одного из главных постулатов: металл на металл и цвет на цвет не накладывается.